- как получается речь (отделы и структура речевого аппарата);
- какие органы, системы, мышцы необходимы для речи;
- строение артикуляционного аппарата;
- почему ребенок плохо говорит (механизмы нарушения речи);
Как получается речь.
Для того, чтобы мы красиво и правильно говорили, усердно трудится не одна мышца,
а целый комплекс, состоящий из множества элементов, частей,
огромная и сложная система - речевой аппарат.
Речевой аппарат состоит из двух отделов: центрального и периферического.
а целый комплекс, состоящий из множества элементов, частей,
огромная и сложная система - речевой аппарат.
Речевой аппарат состоит из двух отделов: центрального и периферического.
К центральному отделу относится головной мозг во всей своей сложности и многофункциональности (с его корой, подкорковыми образованиями, ядрами, нервными клетками, проводящими путями и т.д. и т.п.) Данный отдел выполняет функцию "руководителя" - собирает информацию, анализирует, делает выводы, дает команды к действию и контролирует их.
К периферическому отделу речевого аппарата относится вся совокупность мышц, органов, костей, хрящей, а также периферических чувствительных и двигательных нервов, с помощью которых происходит образование самого звука.
Так, например, мы разговариваем с приятелем. Он нам сообщает какую-то информацию, произнес фразу. Периферический отдел речевого аппарата эту информацию принимает, саму фразу воспринимает. Ухо слышит, что нам что-то сказали, как сказали (интонация, громко, тихо). Глаза видят кто сказал, мимику, жесты и т.п.
Всю эту информацию в точности периферические чувствительные нервы передают в центральный отдел, "начальнику" - в головной мозг.
Всю эту информацию в точности периферические чувствительные нервы передают в центральный отдел, "начальнику" - в головной мозг.
А вот тут уже с помощью "начальника" и его команды - различных отделов и образований головного мозга - эта информация (фраза приятеля) обрабатывается. И мы понимаем смысл сказанного в сочетании с мимикой и фразой, анализируем, делаем выводы на основе своего опыта и принимаем решение - как поступить, как отреагировать, что именно сказать или сделать.
"Начальник" все обработал, взвесил и принял решение. Теперь он раздает приказы. Обратно к определенным органам, мышцам, костям и суставам по двигательным периферическим нервам идет приказ реагировать определенным органам строго указанным образом. Например, к мышцам дыхательной системы- набрать побольше воздуха, так как мы собираемся ответить долгой и емкой фразой. Мышцам голосовых связок - прийти в наивысшую готовность, так как говорить мы собираемся громко. Задается целая программа работы для артикуляционных мышц (мышцы языка, щек, губ, челюсти и т.п.), чтобы каждый звук в каждом слове нашей ответной речи был четок и понятен.
Получив данные приказы периферический аппарат начинает действовать по заданной программе - приятель слышит наш ответ.
А далее - приступает к активной работе периферический отдел речевого аппарата нашего приятеля...
Конечно, следует отметить, что и периферический, и центральный отделы речевого аппарата на самом деле не отключаются, не имеют обедов и отпусков, находятся в постоянной готовности, всё время активны и работоспособны, выполняют свою работу правильно и четко, ЕСЛИ у человека не имеется заболеваний, отклонений, недостатков в развитии или функционировании тех или иных систем и органов.
В образовании речи участвуют:
Для успешного осуществления речевой деятельности необходимо активное и правильное функционирование всех элементов центрального отдела речевого аппарата: кора головного мозга, подкорковые образования, черепно-мозговые нервы, ретикулярная формация, продолговатый мозг, мозжечок, проводящие нервные волокна и другие образования центральной нервной системы.
Дыхательная система - грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей- служит для подачи струи воздуха.
Голосовой аппарат - гортань с находящимися в ней голосовыми связками(складками)- нужен для образования голоса.
Артикуляционный аппарат - глотка, носоглотка, ротовая и носовая полость - выполняет функцию резонатора, дающего звуку силу и тембральную окраску, а также образует характерные для наше речи звуки. Эти звуки возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата- нижней челюсти, языка, губ и мягкого нёба. Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом закрывая и открывая проход в носовую полость (придает звуку специфичный гнусавый оттенок); язык и губы могут принимать самые разнообразные положения.
Всё вышеперечисленное - всё это многообразие положений, изменений и работы органов артикуляторного аппарата - каждый раз представляет собой определенный артикуляторный уклад (позу). Т.е. образуются определенные смычки, преграды, затворы, сужения, щели, полости в различных частях артикуляторного аппарата для резонирования и отражения выдыхаемой воздушной струи, необходимые для получения (произнесения, образования, артикулирования) определенного звука.
Так как нервные импульсы, нервные волокна и проводящие пути, головной мозг и другие элементы центрального отдела речевого аппарата являются объектом прямого воздействия не педагогики и логопедии, а медицины, то и коррекция и восстановление их функций в рамках коррекционного логопедического воздействия будет осуществляться опосредованно.
Для нас, логопедов, как специалистов, более доступными анатомо-физиологическими структурами являются следующие части артикуляционного аппарата: глотка, язык, нёбная занавеска и челюсть.
Строение артикуляционного аппарата.
Почему ребенок плохо говорит?
Зная о том, какие органы, мышцы и функции нашего организма участвуют в образовании красивой и правильной речи, можно определить основные причины, механизмы нарушения речи.
- Периферический отдел речевого аппарата может воспринимать неточно или неправильно информацию из вне (или вообще не воспринимать - глухота). Например, при нарушении физиологического слуха (ребенок плохо слышит) или фонематического слуха (не различает звуки) слова "мама", "папа", "баба", "ваза", "дама" "вата" и др абсолютно похожи, звучат одинаково. Какое именно звуковое сочетание (слово) попадет к "начальнику"- неизвестно, воля случая, а значит и смысл сказанного будет понят неточно, неправильно или не понят вообще.
- На основе таких случайных неточных данных "начальнику" очень трудно принять правильное решение и накопить адекватный опыт работы. "Начальник" будет работать как новичок, раздавать неправильные команды, в результате чего и "подчиненные" (периферический отдел) будут работать плохо или разучатся работать вообще.
- Может наблюдаться ошибка именно при передаче информации периферическими чувствительными нервами: часть информации запоздает или потеряется и не дойдет до начальника вообще, или же некоторые чрезмерно активные возбужденные "работники" будут беспокоить "начальника" ненужной выдуманной информацией, засыпать его бесконечными "копиями" , или же передадут не точный образец, а свою интерпретацию. В результате чего центральный отдел будет работать в неадекватном режиме и принимать неправильные решения.
- Случается и так, что подводит сам "начальник". Центральный отдел речевого аппарата тоже может быть не готов к выполнению своей работы в связи с рядом причин, или не способен обработать какую-то более сложную информацию, или даст сбой при повышенном темпе работы.
- Так же могут плохо работать нисходящие проводящие пути периферического речевого аппарата по направлению "от головного мозга". Опять же "работники-курьеры" могут не передать приказ начальника исполнителю, передать неточно или неправильно, передать не по адресу, запоздать или, наоборот, опередить события и т.п.
- И опять таки, сами "работники" могут неправильно или неточно исполнять приказы "руководителя", быть не готовы к темпу или сложности работы.
Среди причин нарушений речи выделяют органические и функциональные.
Органические - это такие причины, в результате которых происходят серьезные, значительные, выходящие за рамки нормы нарушения (отклонения, особенности) в анатомо-физиологической структуре периферических или центральных участков речевого аппарата. Т.е., отмечаются нарушения, дефекты в строении самих органов, мышц, суставов и т.п., входящих в состав речевого аппарата.
К функциональным причинам относятся такие, в результате действия которых нарушается лишь функция. То есть, в данном случае структура, строение, состав самих органов не нарушены, но свою функцию данные органы выполняют неправильно, ненормально или не выполняют вообще.