Фонематический слух - это очень важная и нужная функция для каждого человека. Это умение различать звуки языка (и не только русского). Например, ребенок может отличить звук [и] от [ы], [с] от [ш], [л] от [р] и другие звуки. Причем отличать не только отдельные звуки, но и звуки в словах и в речи говорящего, какая бы длинная или быстрая она ни была. Только благодаря фонематическому слуху мы отличаем слова друг от друга, узнаем и понимаем их. Поэтому речь для нас не просто какой-то шум, похожий на жужжание электродрели, не хаотичный набор звуков (как будто в театре оркестранты настраивают свои инструменты). Ребенку фонематический слух помогает понять, что все слова звучат по-разному, состоят из разных звуков; что в зависимости от того, какие звуки и в какой последовательности они идут друг за другом, может получаться разные слова и разный смысл. Только благодаря фонематическому слуху мы отличаем очень похожие по звучанию слова, например, такие как "Маша"- "наша"- "Паша"- "Даша" - ваша". Для успешной учебной деятельности нужно, чтобы у будущего первоклассника был достаточно хорошо развит фонематический слух. Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен производить звукобуквенный анализ, то есть слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить, что, безусловно, крайне необходимо при любом обучении. Как же проверить фонематический слух ребенка? |
Для проверки уровня развития фонематического слуха можно воспользоваться очень простыми приемами. Любой родитель при желании самостоятельно может провести это исследование. Лучше, если он будет делать это в игровой форме или просто в процессе общения с ребенком. Например, можно попросить ребенка поиграть в такие игры: 1.«Назови лишнее слово». Взрослый и ребенок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Далее игра начинается. Взрослый говорит (проговаривая по 1 слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора. Гора, гора, гора, гора, гора, пора. Можно другие подобрать ряды таких слов, например: Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза. Рама, рама, мама, рама, рама, рама, лама, рама, рама. Коробок, коробок, коробок, колобок, коробок, коробок. Если ребенок слышит и называет все «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то, очевидно, уровень развития его фонематического слуха недостаточен. 2.«Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах, например, в таких: «свет» (оба звука согласные [ c ] [ т ]), «корма» (первый звук согласный, последний гласный [ к ] [ а ]), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный [ и ] [ к ]). Если ребенок хорошо справляется с заданием, правильно произносит все звуки, а когда ошибается, то сам исправляет ошибки, значит, все нормально. Если же он с заданием справляется с трудом, часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух не развит, и ему требуется помощь. Для того чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием. 3. «Раздели слово». Взрослый говорит ребенку: «Я буду говорить тебе слово, а ты раздели его на части, хлопая в ладоши». Слова можно взять любые, но лучше всего трехсложные, например, «корова», «кадушка», «лепешка», «караван» и т.д. Критерий оценки такой же, как в предыдущем случае. |
понедельник, 26 декабря 2011 г.
Фонематический слух. Что это и зачем он нужен?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий