ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫКА и ...



       Данные упражнения выполнять систематично каждый день (а не 1 раз в месяц с утра и до вечера). Отвести в режиме дня определенное постоянное время. (Пусть ребенок знает, что каждый день, например, после завтрака 3-5 минут, обязательно надо выполнить упражнения.)
      Сразу выполнить весь комплекс упражнений не удастся (ребенок быстро устанет, не сможет выполнить более сложные упражнения). Данные упражнения для ребенка являются трудными. Поэтому на начальном этапе, когда ребенок привыкает  и запоминает упражнения, или, если вы видите, что ребенок устал и физически больше не может продолжить задание (будьте внимательны!!!  - не пытается увильнуть от занятий, не ленится!), можно выполнить из каждой части по несколько упражнений или сократить количество повторов одного упражнения.  В каждой части упражнения расположены от более легкого к более сложному.  Если ребенок плохо выполнил (или не смог выполнить) какое-то упражнение, не переходите к следующему, остановитесь на этом. Со временем, тренируясь, прийти к выполнению всего комплекса целиком. 
      Если ребенок легко и быстро выполняет более простые упражнения (тем более, если они ему уже не интересны, надоели), время на их выполнение и  количество легких упражнений можно сократить. Как бы хорошо ребенок ни выполнял более легкие упражнения, не позволять ему делать их кое-как, неточно или неправильно. Можно на время исключить некоторые из них из комплекса упражнений, и обратить всё внимание и старание на более сложные упражнения. Но исключить или не выполнять  легкие упражнения совсем - нельзя, так как они являются «разминкой» для мышц, подготавливают и разогревают мышцы перед работой. 
      Если нет возможности  выполнить весь комплекс упражнений – то ни в коем случае не торопиться, снижая количество или точность выполнения упражнения -  выполнить качественно лишь часть.
      Комплекс упражнений обязательно должен состоять из упражнений разных частей, так как они разрабатывают различные мышцы. Нельзя длительное время выполнять упражнения только одной части: в таком случае определенные мышцы не будут работать. 
         Зачем нужны упражнения:
-  развивают и тренируют мышцы языка, щек, губ, глаз, бровей, мимики; улучшают дикцию.
- развивают подвижность,  силу, объем, переключение, точность движений языка, губ, челюсти, бровей, глаз.
- развивают умение длительное время, точно и прочно сохранять нужный артикуляторный уклад (положение губ, языка и т.д.) , т.е. развивают силу «речевых» мышц, учат их работать, находиться в тонусе, в активном состоянии длительное время.
Т.о.,  данные упражнения влияют на правильное и четкое произношение звуков.

Каждое упражнение выполнять  НЕ СПЕША, ТОЧНО, ЧЕТКО по 5-20 раз подряд.

Упражнения для мимических мышц:
1. «Удивительно» Растянуть лицо: поднять брови, широко раскрыть глаза, широко открыть рот. Держать под счет до 10 (считает взрослый).
2. «Отвратительно»  Сморщить всё лицо, как бы собрать лицо к носу: нахмурить брови, сморщить нос, вытянуть вперед и подтянуть к носу губы. Держать под счет до 10 (считает взрослый).
3.  «Удивительно - Отвратительно» Чередовать под счет 1-2.
4. «Брови прыгают».  Поднимать и опускать брови под счет 1-2.
5. Одновременно/попеременно (левый-правый) закрывать  и открывать глаза.
6. Надувать правую и левую щеки попеременно/ одновременно.
7. Втягивать щеки в ротовую полость между зубами.
8. «Зевать» с закрытым ртом.







Упражнения для губ:
1. «Улыбка». Сильно растянуть губы в стороны. Зубы не видны. Держать под счет до 10 (считает взрослый).
2. «Заборчик».  Зубы сомкнуты. Губы растянуты в улыбке так, что видны и верхние и нижние зубы. Держать под счет до 10 (считает взрослый).
3. «Трубочка». Сильно вытянуть губы вперед. Держать под счет до 10 (считает взрослый).
4. «Улыбка - Заборчик». Чередовать упражнения, изменяя положение губ под счет взрослого 1-2.
5. «Улыбка - Трубочка». Чередовать упражнения, изменяя положение губ под счет взрослого 1-2
6. «Причешем губу»   А) нижнюю:  втянуть нижнюю губу в рот, прижать её верхними зубами (прикусить), а   затем медленно, не разжимая зубов, протаскивать губу, вытаскивать её изо рта.
Б) верхнюю:   втянуть верхнюю губу в рот, прижать её нижними зубами (прикусить), а затем медленно, не разжимая зубов, протаскивать губу, вытаскивать её изо рта.
7. «Рисуем губами». Плотно сжать губы, вытянуть их вперед и , сохраняя их в таком положении, выполнять движения:        -  вверх – вниз,                -  вправо-влево,
                          - по кругу  (по часовой и против часовой стрелки).
8. «Полоскаем зубы».  Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит на губы.

Упражнения для языка:
1. «Режем морковку».  Максимально вытащить язык изо рта. Затем, покусывая язык, медленно (чтобы помассировать зубами каждый миллиметр языка) втягивать язык в рот.
2. «Качели».  Широко открыть рот. Кончиком языка дотрагиваться то до верхней губы, то до нижней (челюсть не двигается, рот не закрывается!)
3. «Маляр».   А) Красим потолок: Рот широко открыт. Кончиком языка водить по нёбу, «закрашивая» всю его поверхность (не только по центру).
Б) Красим стены: Можно выполнять и при открытом, и при закрытом рте. Кончиком языка водить по внутренней поверхности (не только по одной линии) щеки во рту, надавливая на неё.
4. «Выметаем грязь из дома». Рот – это домик. Язык – метла. Из глубины рта (из домика) «выметать грязь на улицу». Т.е. - водить кончиком языка, с силой нажимая, по внутренней поверхности щеки, между зубами и щекой в направлении – из глубины рта к губам, наружу.
5. «Жуем жвачку». Пожевать свой язык, слегка покусывая его, как жвачка.
6. «Достанем до носа». Тянуться языком к носу. Выполнять и держать, пока взрослый считает до 10.
7. «Достанем до подбородка». Тянуться языком к подбородку. Выполнять и держать, пока взрослый считает до 10
8. «Язычок спит». Рот открыт.  Широкий язык положить ни нижнюю губу. Держать под счет до 10 (считает взрослый). Язык не шевелится, рот не закрывается !!.
9. «Язычок тянется». Рот открыт. Узкий язычок тянется вперед, изо рта как можно дальше. Держать под счет до 10 (считает взрослый).
10. «Язычок спит - Язычок тянется». Чередовать упражнения, меняя положение языка. Под сет 1-2.
11. «Причешем язычок». Открыть рот, как можно дальше высунуть язык и прикусить его зубами. Затем, не разжимая зубов, медленно протаскивать, убирать широкий язык в рот так, чтобы верхние зубы скоблили (массировали) язык.
12. «Любопытный язычок».  Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние зубы скоблили (массировали) язык. Губы в улыбке.
13. «Трубочка».  Вытащить язык изо рта, загнуть боковые  края кверху. Держать под счет до 10 (считает взрослый). Стремиться, чтобы заворачивался только язык, а губы были растянуты в улыбке (т.е. – не помогали языку поднимать края, не держали его).
14. «Подуй в трубочку». Язык трубочкой (см. выше). Выдохнуть, подуть (медленно, плавно) так, чтобы воздух выходил только через «трубочку». Выполнять и держать, пока взрослый считает до 10.
15. «Язык прыгает через зубы». А) Нижние: : Рот широко открыт (не закрывается). Видны зубы. Кончик языка  касается то наружной, то внутренней поверхности зубов (легче – то касается нижней губы, то прыгает в ямочку за нижними зубами). Стараться «перепрыгивать» как можно быстрее. Но четко и точно!!  Выполнять под счет 1-2.
Б) Верхние: Рот широко открыт (не закрывается). Видны зубы. Кончик языка  касается то наружной, то внутренней поверхности зубов (легче – то верхней губы, то нёба). Стараться «перепрыгивать» как можно быстрее. Но четко и точно!!  Выполнять под счет 1-2.
16. «Гармошка». Рот открытГубы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (весь язык присасывается, прилипает к нёбу). Не опуская  язык, не давая ему отлепиться, как можно шире открывать и закрывать рот. Язык не должен провисать или отрываться.  Выполнять под счет 1-2.
17.  «Подуй на нос». Широкий язык высунуть изо рта, его широкий край загнуть кверху , к носу и подуть «на нос» медленно и плавно. Воздух должен идти по центру языка прямо на нос, а не из уголков губ! Язык не должен быть узким  и острым! Выполнять и держать, пока взрослый считает до 10.
18. «Прячем губу».  Открыть рот. Вытащить широкий язык изо рта. Поднять и потянуть его вверх так, чтобы широкий край языка закрыл «спрятал»  полностью, всю верхнюю губу от угла до угла губ.   Держать под счет до 10 (считает взрослый).
19. «Чашечка». Рот широко открыт. Широкий язык вытащить изо рта и загнуть все его края кверху. Не касаться языком ни нёба, ни зубов, ни губ! Держать под счет до 10 (считает взрослый).
20. «Почешем язычок».  Рот широк открыт. Кончик языка поднять вверх, к верхним зубам. Чистым  указательным пальцем быстро водит из стороны в сторону по языку («почёсывать»,  массажировать язык).
21. «Дятел». Рот широко открыт. Не закрывается!  Как можно быстро и долго произносить звук [д]. Кончик языка должен как можно быстрее стучать по бугоркам за верхними зубами.