Здесь вы найдете и узнаете:
- что это за звуки- [р] и [р'];
- когда и как должны появится эти звуки;
- как правильно произносить эти звуки;
- на что надо обращать внимание при их произнесении;
- что делать, что эти звуки появились.
Все звуки русского языка можно разделить на группы в зависимости от особенностей их звучания и произношения.
[ р ]- согласный, парный твердый, непарный звонкий, дрожащий по способу образования, сонорный, переднеязычный звук.
[ р ]- согласный, парный твердый, непарный звонкий, дрожащий по способу образования, сонорный, переднеязычный звук.
[ р' ]- согласный, парный мягкий, непарный звонкий, дрожащий по способу образования, сонорный, переднеязычный звук.
Когда и как должны появиться эти звуки.
Есть в русском языка два "главных" звука (которые часто объединяют в один и обзывают "буквой"), отсутствие которых в речи ребенка вызывает у родителей небывалое беспокойство - это звук [р] и звук [р']."Мой ребенок не выговаривает "Р"! Что делать?!" - говорят обеспокоенные взрослые, заходя в кабинет логопеда.
Во-первых, хочу сразу заметить - звук [р] и звук [р'] это одни из самых сложных по способу образования звуков, и поэтому данные звуки вполне законно могут появляться в речи ребенка вплоть до 7 лет (это самая поздняя граница). А до этой крайней временной границы (конечно, хотелось бы услышать эти звуки как можно раньше) ребенок может пропускать их в словах или заменять их на близкие по характеристикам звуки. Например, на звук [й] ("коёва"- корова) или на звук [л']- ("лепка"- репка) или на звук [л] ("класный"- красный). И данные замены считаются физиологически допустимыми.
Во-вторых, по присутствию или отсутствию звуков [р]] и [р'] в речи ребенка нельзя судить об уровне развития речевой системы в целом.
И наконец, в-третьих, конечно, можно ускорить появление данных звуков у ребенка и обязательно нужно работать над их правильным и четким произнесением.
Как мы произносим эти звуки.
Артикуляция звука [р'] отличается от его парного твердого варианта дополнительным подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его продвижением вперед.
Для произнесения любого отдельного (изолированного) звука необходима четкая слаженная работа множества мышц, функциональных систем и органов. Каким же образом получаются эти звуки?
Правильно и четко получится произнести звук [р], если:
Правильно и четко получится произнести звук [р], если:
зубы сближены, между ними сохраняется некоторое расстояние;
язык поднят в форме "чашечки":боковые края прижаты к верхним зубам, для прохода воздушной струи остается лишь маленькая узенькая щель по центру между кончиком языка и альвеолами; широкий расплющенный кончик языка у альвеол (бугорков) за верхними зубами вибрирует, дрожит под напором воздушной струи, точно направленной и сильной, ,
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Особенности артикуляции звука [р'].Артикуляция звука [р'] отличается от его парного твердого варианта дополнительным подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его продвижением вперед.
- Правильная артикуляция в этом случае напрямую связана с правильным физиологически развитым дыханием, с достаточным его объемом и силой.
- При вдохе не должны подниматься плечи, а при выдохе - раздуваться щеки.
- Воздушная струя должна быть сильной мощной и точно направленной на кончик языка, по центру.
- Вибрировать должен кончик языка за верхними резцами (не маленький язычок, не небная занавеска, не губы и ни что-либо еще другое, кроме кончика языка!!!)
- Боковые края языка должны быть подняты кверху, прижаты к коренным верхним зубам (не провисать!).
- Губы должны участвовать в артикуляции (чуть вытянуты вперед, округлены "бубликом", "колесом"), не должны пассивно закрывать рот или чрезмерно вытягиваться вперед в узенькую трубочку.