Все о свистящих звуках.
Все звуки русского языка можно разделить на группы в зависимости от особенностей их звучания и произношения. Таких групп много, но на данной страничке мы будем говорить только о свистящих звуках. А что это за звуки?
Из всех согласных звуков русского языка по специфичным характеристикам звучания выделяют группу свистящих звуков, это : [c][c'][з][з'][ц]. Среди свистящих звуков есть и глухие и звонкие, и твердые и мягкие согласные звуки. (Мягкость звука изображается запятой справа и вверху над буквой, обозначающей соответствующий звук). Несмотря на то, что все эти пять звуков входят в одну группу свистящих, каждый из них имеет свои характеристики по звучанию и произношению. Так, например, парные звуки по признаку твердости-мягкости [c]-[c'] кажутся нам очень похожими и близкими, но они все же имеют отличия не только в звучании, но и в произношении.
Как мы произносим эти звуки.
[c] - согласный, парный глухой, парный твердый, щелевой, переднеязычный звук.
[c'] - согласный, парный глухой, парный мягкий, щелевой, переднеязычный звук.
[з] - согласный, парный звонкий, парный твердый, щелевой, переднеязычный звук.
[з'] - согласный, парный звонкий, парный мягкий, щелевой, переднеязычный звук.
[ц] - согласный, парный глухой, непарный твердый, смычно - щелевой (африката), переднеязычный звук.
Как мы произносим эти звуки.
Для произнесения отдельного (изолированного) звука необходима четкая слаженная работа множества мышц, функциональных систем и органов. Каким же образом получаются эти звуки?
Так как все свистящие звуки имеют сходство в звучании и произношении, то далее будут указаны только характерные отличия для каждого звука.
Особенности артикуляции звука [c'].
Артикуляции звуков [c]и [c'] похожи, но губы более растянуты; язык более продвинут вперед (кончик языка почти у границы с нижними резцами, выходит из ямки за нижними зубами, отмечается более высокий подъем спинки языка.
Особенности артикуляции звуков [з] [з'].
В произнесении этих звонких согласных участвуют голосовые связки: они смыкаются и вибрируют (что можно почувствовать, приложив ладонь к шее одновременно с произношением звука). Воздушная струя более слабая, а щель между языком и нёбом - более узкая.
Артикуляция звука [ц] представляет собой сложное слияние, тесное соединение с быстрой сменой элементов артикуляции двух звуков: [т] и [с].
Губы, язык, связки как бы готовы к произнесению звука [с], язык в позе "горки", но в первый момент спинка языка образует преграду для воздушной струи, быстро смыкаясь, прикасаясь к верхним альвеолам (бугорки за верхними зубами). Вслед за этим смычка быстро взрывается и язык возвращается, отскакивает обратно в положение,присущее для артикуляции звука [с].
зубы сближены в форме нормального прикуса, между верхними и нижними зубами- узенькая щель (1-2мм)
язык находится в положении "горки": кончик языка - в ямке за нижними зубами, упирается в десна нижних резцов; спинка языка выгнута, а его боковые края прижаты к верхним коренным зубам, по средней линии языка образуется желобок, по которому идет воздушная струя.
Звук [c] получается без участия голоса (это глухой звук), голосовые связки не участвуют, разомкнуты и свободно пропускают воздух в ротовую полость.
Так как все свистящие звуки имеют сходство в звучании и произношении, то далее будут указаны только характерные отличия для каждого звука.
Особенности артикуляции звука [c'].
Артикуляции звуков [c]и [c'] похожи, но губы более растянуты; язык более продвинут вперед (кончик языка почти у границы с нижними резцами, выходит из ямки за нижними зубами, отмечается более высокий подъем спинки языка.
Особенности артикуляции звуков [з] [з'].
В произнесении этих звонких согласных участвуют голосовые связки: они смыкаются и вибрируют (что можно почувствовать, приложив ладонь к шее одновременно с произношением звука). Воздушная струя более слабая, а щель между языком и нёбом - более узкая.
Артикуляция звука [ц] представляет собой сложное слияние, тесное соединение с быстрой сменой элементов артикуляции двух звуков: [т] и [с].
Губы, язык, связки как бы готовы к произнесению звука [с], язык в позе "горки", но в первый момент спинка языка образует преграду для воздушной струи, быстро смыкаясь, прикасаясь к верхним альвеолам (бугорки за верхними зубами). Вслед за этим смычка быстро взрывается и язык возвращается, отскакивает обратно в положение,присущее для артикуляции звука [с].
На что надо обращать внимание!!!
- Следить за положением кончика языка (в ямке за нижними зубами). Кончик языка не должен упираться в края нижних резцов, или быть виден между зубами, а тем более высовываться изо рта.
- Губы должны быть растянуты в улыбке (видны и верхние и нижние резцы), губы не должны закрывать зубы, заворачиваться внутрь рта, сближаться с верхними резцами, создавая щель для воздушной струи, или вытягиваться вперед, как при свисте.
- Звук должен звучать как четкий тонкий свист/звон без каких-либо дополнительных грубых резких шипящих или хлюпающих призвуков.
- Воздушная струя должна быть холодной, вытекать изо рта как ручеек ровно по центру, по средней линии направляясь вниз к подбородку. (Это можно проверить, приложив ладонь под подбородок, тогда вы ощутите, как в вашу ладонь бьет холодная воздушная струя. И наоборот, если приложить два указательных пальца к уголкам губ, то там воздушной струи не должно быть.)
- Язык должен принимать позу "горки", что можно проверить попросив ребенка быстро открыть рот во время произнесения звука.
- Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам.
- Щеки не должны надуваться.